Шаббат. Insight & Outside

December 26, 2013

Я уже три месяца нахожусь в Израиле. Как и остальные 36 человек - одна: без самых близких и родных. Без тех, за чьей спиной мы можем спрятаться, в чью рубашку можем поплакать, в чьих словах можем найти поддержку, в чьих глазах увидим искреннюю радость даже за самые маленькие успехи.
Мы живем с группой абсолютно разных личностей от 8- 14 человек в одном пространстве, 24 часа в сутки. Бывают очень душевные, веселые вечера. Бывают тяжелые дни, когда ты не хочешь никого видеть и все надоели. Всякое бывает...
Каждый справляется с этим по-разному. Кому-то легче пережить отсутствие близких и обстоятельство бытия с разными людьми. А кому-то это дается очень не просто. Это зависит от разных условий : возраст, эмоциональность, сентиментальность, привязанность к близким и т.д.
Я из тех, кто легко переносит отсутствие близких рядом, но периодически устает от отсутствия личного пространства. При этом, я даже особо обо всем этом и не задумывалась...пока не побывала несколько раз в гостях на Шаббате : у семьи Гринбергов и Вайншелбоим.
Вот теперь мне сложно подобрать слова.
Когда я была у них в гостях, я вспомнила что такое семья, прочувствовала. В эти два дня я смогла насладиться семейной обстановкой, теплом, уютом. Только тогда я поняла разницу в семье и без семьи. Это прекрасная возможность отдохнуть телом и душой. Я чувствовала себя не просто гостем, а членом семьи.
Однако, у меня такие яркие впечатления не просто, потому что меня позвали в гости, я наелась - напилась да еще и выспалась.
Во-первых - это был шаббат, а во-вторых -  я была в семьях, которые соблюдают законы шаббата.
Для таких семей Шаббат - это не просто выходной,  в который Тора предписывает воздерживаться от работы. Почему такая значимость у шаббата?

Несколько фактов о шаббате
 

Шаббат,Суббота - это :
1) седьмой день творения
 

 

"И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил (шабат) в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.

(Быт.2:2-3)"

 

 

 

 

2) знак завета (то есть символ союза) между Богом и народом Израиля.
Сказано в Торе:

 

"Субботы Мои соблюдайте, ибо знак это между Мною и вами в поколениях ваших; дабы знали вы, что Я Господь, освящающий вас"

(Исх.31:13)

 

 


3)память об освобождении из египетского рабства.

  • Шаббат был дарован еврейскому народу в пустыне после выхода из Египта.

  • Манна не выпадала в шаббат, а в пятницу выпадала двойная порция. Это символизировало, что соблюдение шаббата и отказ в шаббат от работы не будет в ущерб пропитанию и доходам. 

Таким образом создается особая атмосфера покоя и достаточности, состояния свободы от материальных забот.


Друзья, эту статью я пишу не для того что бы рассказать Вам что такое шаббат, этой информации достаточно на различных ресурсах : книги, интернет. По-этому я не буду продолжать о "форме", а предпочту перейти к "содержанию"...к тому, как я чувствую это "содержание".

Шаббат - Insight

Не смотря на то, что я на половину еврейка, а на половину русская.

Не смотря на то, что я выросла в христианской традиции.
Не смотря на то, что я не религиозная ( но в Высшую силу верю).
Не смотря на все это, когда я в гостях у семей, которые традиционно встречают Шаббат, когда я соучастник Шаббатней трапезы и покоя, я ощущаю прикосновение к святому.
Все, начиная от зажжения женщинами свеч с загадыванием желания, кидуша, халы и трапезы, заканчивая молитвами, благославениями, неиспользования электроники...Все без исключения придает субботе дух праздника, дух тепла, дух радости и исполнения желаний. Ты правда, не только отдыхаешь душой и телом, еще и наполняешься светом, теплом...и верой. Заряжаешься энергией.
 


У Вас возник вопрос "Почему же ты не начнешь соблюдать шаббат?" или что-то подобное? Отвечаю довольно тривиально " Я еще не готова". Но для себя я уже решила точно, что когда у меня будет своя семья, в той или иной форме я хочу соблюдать шаббат. Что я вкладываю в эти слова? Я хочу чтобы каждую субботу было принято встречать полным составом семьи, никакой работы и труда, отдыхать душой и телом, создавать все тот же дух праздника и света.

Не знаю как Вам,  но мне было очень интересно взгляд других людей на это (участников моей Масы Меламедия). Какие мысли и чувства у остальных? Совпадают ли с моим, или каждый что-то свое видит.
И вот что мне ответили мои "коллеги":

Яна Устинова  :

«Израиль - это та страна, которая сохраняет и поддерживает свои традиции. Каждую неделю мир как будто замирает - останавливается. Просто у евреев - шаббат. И у каждого он свой. Встретить шаббат в религиозной семье - выход из привычного, из зоны комфорта. Если ты привык смотреть телевизор, что-то непрерывно готовить, играть на гитаре и пианино, курить каждые полчаса, находиться 24 часа в сутки в интернете и не можешь расстаться с телефоном. Это тот минимум, про который нужно будет забыть на 25 часов. Шаббат - это таинство. По-настоящему, ты понимаешь это, когда попадаешь в эту среду - в семью, где тебя ждут, согреют, накормят, дадут ночлег, научат, расскажут и помогут. Зажигая шаббатние свечи, ты остаёшься сам с собой. Это время той самой остановки, после которой внешне мало что изменилось, но на самом деле - именно в этот момент наступил шаббат для тебя. Вечерняя трапеза ложится ярким пятном на общую картину шаббата. Для меня это несомненно важно и незабываемо, тем не менее есть и другие процессы, которые оставляют эмоции и вопросы. Это игры. Если в доме есть маленькие дети, то игры с детьми. Это бесконечные интересные сипуры. О доме, о семье, о жизни здесь, о стране, о традициях. Это недельная глава из Торы. Это вечерние прогулки. Это утренняя молитва в синагоге. Это снова прогулки, прогулки с детьми. Это авдала - и это ещё одно таинство... Шаббат - это отдых. Можно отдохнуть от всего и всех. Шаббат в семье - это некая сказка, в которую ты попадаешь вечером в пятницу и не хочешь уходить вечером в субботу.»

 

Валерия Кольчик :

«Шаббат.

Знаете такую старую песню у группы «Отпетых Мошенников» - Девушки бывают разные? Мне эта фраза очень близка, когда я думаю о шаббате. На протяжении 3 лет, я отмечала шаббат только в сохнутовских лагерях и семинарах. Это всегда был хороший вечер, трапеза, красивые наряды, песни. Но в этом было мало религии. Сколько мы не пытались пробовать соблюдать шаббат, ничего не писать в субботу на занятиях, не печатать, не включать аппаратуру, ничего не получалось. Наверно потому что мало, кто из нас делал это в повседневной жизни. И поэтому когда я поехала на семинар колледжа Меламедии, где шаббат был по всем его традициям, это меня да поразило, оказывается это не так сложно и доступно, стоит только захотеть. Меня это вдохновила на попытки что-то соблюдать.

Приехав в Израиль, я для себя открыла несколько видов шаббата. Заранее прошу у всех прощение за мои наблюдения и комментарии.

В Израиле есть часть семей, для которых шаббат, в принципе, как и в Харькове, всего лишь выходной. Они не знают, когда заходит или выходит шаббат, спокойно ездят на машине, отдыхают на природе или на море, говорят по телефону и ходят в кино. И для них это норма. Просто выходной.

 Для другой части населения Израиля – шаббат, это время, когда можно увидеть родных, провести время вместе. Они могут не курить в шаббат, не пользоваться соц. сетями или телефоном в общем, но они обязательно зажгут свечи, проведут авдалу и накроют красивый стол. И они счастливы.

А есть другая часть населения, для которых шаббат – заповедь. Они соблюдают все, приглашают гостей, ходят в синагогу, проводят время с детьми.

Но это все не обо мне. Что для меня шаббат??? Не знаю. Иногда это день, которого ждешь всю неделю, как тот студент, который живет от сессии до сессии. И ты так рад этому шаббату. Учебы нет, транспорт не работает, и ты можешь выспаться, отдохнуть. Иногда это возможность съездить к друзьям в гости, потусить с ними. А иногда это для меня как тюрьма. Ничего не работает и тебе приходиться сидеть в 4-х стенах с людьми, с которыми ты и так сутками видишься. Как я и заметила раньше, шаббат бывает разный.

За что я люблю Масу Меламедия? Так это зато, что она дает возможность увидеть шаббат – как заповедь. Что есть возможность приехать в гости к семье Гринбергов, зажечь свечи, сходить в синагогу, попробовать 100 блюд от Авии, поиграть с детьми, а на утро не только выспаться, но и погулять, поиграть в игры и встретить авдалу. И все это в прекрасной атмосфере.

Можно прийти на авдалу к Дуди и Адассе, попробовать блюда от хозяйки дома, попеть песенки, пообщаться. А после, по традиции, сходить к стене Плача.

И даже провезти шаббат в абсолютно чужой религиозной семье, со своими традициями, песнями и привычками. В семье, которая не говорит на твоем языке. В семье, которой просто важно соблюдать заповедь. В семье, которая подарила тебе столько эмоций и историй. В семье, которой было важно поставить меня на правильный путь

А иногда, мы собираемся у кого-то на квартире. У нашей Масы 4 квартиры. Некоторые ребята ходят в гости в кашерную квартиру, где живут религиозные участники и соблюдают шаббат. Часть ребят ходят к нам в гости на виллу (так называется квартира, в которой живу я), мы играем в настольные игры, пьем вино, играем на гитаре и общаемся. Я, например, очень люблю ходить в гости на квартиру девочек, мы тоже играем в игры, пьем вино. А в прошлый шаббат у нас была насыщенная программа, мы устроили просмотр новогодних фильмов, с горячим молоком с шоколадом от Мухортовой Лены и пирогами от Наташи Локшиной. Было очень мило, как дома. Честно!!!

Да, шаббат бывает разным…»
 

От себя могу лишь добавить, что подписываюсь под каждым словом.
 

Гости – это счастье

Знаете что меня еще поражает и восхищает? Что когда я знакомлюсь с Израильтянами, будь я с ними знакома месяц, или всего час, процентов 30 обязательно пригласят к себе в гости на шаббат. Может я наивная, но правда верю, что они искренне рады новым гостям.
Эта особенность (я даже не знала чья она, Израильтян, или еврейского народа) не оставляла меня в покое. Зачем "они" приглашают в гости людей, с которыми едва знакомы? Что "Им" это дает? Или где-то в священных книгах есть заповедь "приглашать в гости на шаббат"...
 

Я взяла интервью у директора Института Изучения Иудаизма в СНГ под руководством раввина Адина Штейнзальца, дипломированного коуча, магистра в области педагогики и менеджмента. Автора книг «Тайны еврейского алфавита» и «Беседы о недельной главе» - Давида Паланта. Он мне ответил на эти вопросы, описал суть гостеприимства с точки зрения традиции, каббалы и личного отношения. Количество полученной информации превзошло мои ожидания, и из этого получилась отдельная статья. Читать дальше.>>

 

Но один из ответов на мой вопрос, необходим в рамках этой статьи.

 

- Давид, ты рассказал историю Гостеприимства и как это происходит в настоящее время в еврейских семьях. Но осталось недопонимание: у тебя, я уверена, масса друзей. И потому что ты в такой должности. И потому что ты известная, на мой взгляд, личность. А вместо того чтобы позвать друзей, которых и так много, вы приглашаете нас – молодое поколение, которым разве есть что рассказать для «птиц твоего полета»? Почему мы, а не друзья. Скажем так.

 

-Мы, во-первых, с друзьями тоже общаемся. Довольно часто. Слава Богу есть желание, есть возможность общаться и встречаться. Нам приятно приглашать гостей, нам приятно с вами общаться. Мы понимаем, что все-таки общаясь вместе, именно в субботу, именно в такой атмосфере, для некоторых из вас это может быть что-то новое, положительные переживания. Т.е. у нас желание создавать для вас некую приятную атмосферу.

И  не потому  что вы в чем-то нуждаетесь. Вы можете спокойно сидеть дома. У вас есть что кушать. У вас есть что делать. Это не обязательство к нам прийти. А предположение, что вам может быть приятно с нами общаться. Для нас это не работа, каждый делает  все за свой счет , за свое время. Нам просто  приятно с вами общаться. Мы действительно от этого получаем очень много энергии. Когда люди приходят, когда они улыбаются, когда у них создается что-то положительное, я из этого получаю не меньше. Я этим наслаждаюсь.

Важный момент -  понимание, для того что бы получать, лучший способ-это давать. Но я не даю для того, чтобы получить. Потому что если я даю для того что бы получить – я не получу. Это должно быть искренне. На самом деле это есть. На самом деле это работает. И получается, что мы все гости вместе. Вот смысл гости как части, которые собираются вместе – это работает и для вас и для нас тоже. Что может быть  лучше, чем то, что человек может этим наслаждаться?- Он может найти в этом смысл.

 

 

В заключении хочу добавить несколько слов.

Во-первых, в моем лице благодарю все семьи, которые приглашают к себе в гости. Правда, вы нам очень много даете!

Во-вторых, приглашенные – не бойтесь выходить из зоны комфорта!

Идите: получайте удовольствие, обменивайтесь информацией, эмоциями, опытом, отдыхайте, веселитесь, одухотворяйтесь, высыпайтесь и наедайтесь!

 

Автор статьи:

Татьяна (Талия) Косенкова, Москва

Участница МАСЫ Меламедия.

 

Соавторы:

Яна Устинова, Екатеренбург

Участница МАСЫ Меламедия.

 

Валерия Кольчик,  Харьков

Участница МАСЫ Меламедия.

 

Давид Палант, Иерусалим

Директор Института Изучения

Иудаизма в СНГ под руководством

раввина Адина Штейнзальца

 

Please reload

Please reload

Please reload

Please reload

© 2012 — 2016 Маса Меламедия
 

  • w-facebook
  • vkontakte1.png
  • Instagram Clean

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

ЗАДАЙ НАМ СВОЙ ВОПРОС:

Иерусалим

ул. Шломо Дога 35

infomelamedia@gmail.com

ВРЕМЯ РАБОТЫ

Приходите в гости — у нас всегда есть чай, кофе и печенье. Но лучше предупредите заранее о своем визите.

ВС - ЧТ

09:00 - 17:30 

АДРЕС

+972 545833385
 

Свяжись с нами

ПРИ ПОДДЕРЖКЕ

dudypalant