Гостеприимство. Insight & Outside

December 26, 2013

Получая большое количество эмоций и впечатлений от шаббата в гостях, у религиозных семей, я вдруг задумалась не о себе, а о приглашающей стороне. Мне стало интересно: Зачем приглашать в гости мало знакомых людей, по крайней мере не близких? Получают ли хозяева что-то и что? Почему меня в Израиле так часто приглашают в гости на шаббат? и т.д.

В поисках ответов на мои вопросы я обратилась к Давиду Паланту ( директор Института Изучения Иудаизма в СНГ под руководством раввина Адина Штейнзальца, дипломированный коуч, магистр в области педагогики и менеджмента, автор книг «Тайны еврейского алфавита» и «Беседы о недельной главе»).

 

- Давид, расскажи,пожалуйста, о своей мотивации быть гостеприимным, в том числе к участникам Массы Меламедия.

 

-Гостеприимство. На самом деле, в нашей традиции, гостеприимство очень важная ценность. Можно, с одной стороны, ссылаться на древние источники.

 

 

Наши праотцы для нас являются образцами, как человек должен себя вести.

Праотец нашего народа- Авраам, был известен своим гостеприимством, и это как раз описано буквально в Торе, как он просто сидел у своего Шатра и ждал гостей, и как он ухаживал за гостями.

Вообще говорят,  Авраам символизирует то, что называется в каббале – мера милости.

И написано, что Мир был создан милостью. Качество  милость очень важна в понимании этого Мира, в понимании достойных качеств людей.  И в этом Авраам для нас является образом. Как человек должен себя вести, и то что милость должна быть очень доминантным свойством, доминантным качеством в нашей жизни.

 

Это на столько сильно, что в Талмуде есть такая фраза «Гостеприимство - это выше / важнее, чем прием Всевышнего». Т.е. там написано, что если человек ждет встречи со всевышним, и у него есть гости, ему нужно отказаться от встречи со всевышним и принимать гостей. Это очень сильно, очень глубоко!

Что я могу сказать по этому поводу : это не говорит о том, что человек когда принимает гостей – это отказ от Всевышнего. Наоборот, по нашей традиции,  человек реализуется или проявляет связь с духовностью именно в действиях. Именно в этом человек реализует себя, его связь со Всевышним. В том, что он принимает гостей.

Т.е. в еврейской традиции  просто сидеть, заниматься медитацией, просто думать о духовности  - есть совсем лишь немножко, и это не основное. Основное – это заниматься действиями, в которых заложены ценности. В которые мы верим, что это то, что Бог ожидает от нас. Жить с этими ценностями. И такая фраза есть только по отношению к гостеприимству. Столько у нас законов в Иудаизме, но вот такой фразы « Не встречайся со всевышним, а только с гостями» только по этому поводу.

Значит там есть что-то очень важное. Это еще раз, мне кажется, во-первых связано с пониманием, что проявление милости- это очень важно. Конечно это можно выразить разными способами, но именно в гостеприимстве  есть что-то, что позволяет нам проявить это качество очень справедливо.

 Объясню что я имею в виду.

 Когда человек дает милостыню, в этом есть все-таки какая-то позиция, что я помогаю кому-то, который нуждается в этом. Но в гостеприимстве , это можно делать так, что бы не было ощущения нужды у гостя. Если по-настоящему принимаешь гостей, они на равных. Гости могут ощущать, что сколько они получают, они столько же и дают. Когда хозяин говорит гостям: «Спасибо что вы ко мне пришли!», он говорит это искренне, потому что мы все делимся милостью, и мы все ее получаем. Тут очень чистое проявление этого качества.

 И тут, я думаю, можно добавить еще такое понятие, связанное с ивритом.

 

 

Гость на иврите Ореахאורח . Корень из трех букв - (алеф, рэш, хэт) .

Есть еще слова, которые образуются из этого корня.

Например – Ариах - אריח. Ариах – плитка, керамика.

А почему это называется ариах? От такого же корня, как ореах. Они как-то совсем не связаны?

 Я думаю что связаны!

Плитка и плитка, и плитка – это паззл. Одна плитка - гость.  Но вместе создается что-то. Вместе. И гости создают такое же.

Когда к хозяину придет гость, и еще гость, и еще , когда все вместе - что-то происходит. Есть какая-то целостность, которая состоит из маленького собрания частей. Каждый из них гость, а вместе создается целостность.

 

Пример с плитками говорит о том,  что иудаизм – это религия не индивидуальная. Это религия – община. Суть этой религии, суть Еврейства в том, что – это не только я со своей духовностью, это всегда я с кем-то.

Например : муж и жена, семья, друзья, община, народ – они тоже такие части, которые вместе собираются и создают какую-то целостность, которая имеет на самом деле основной смысл всех наших ценностей.

Более того, очень в негативном свете описываются в еврейских источниках люди, которые выходят из общества именно для того, чтобы присоединиться со всевышним. Человек который выходит, сидит в пустыне, живет духовно – это считается плохой пример .

Не надо быть наедине, не надо быть в одиночестве.

Наоборот, реализуй себя и свои ценности в сообществе. И в том, что люди приглашают гостей, они вместе создают некую общину. Они собираются вместе , с позывом: давайте мы что-то сделаем вместе, как эти части, которые вместе создают целостность.

 

Тоже интересное слово Трапеза.

На иврите Трапеза- это аруха - ארוחה, тоже в корне буквы алеф, реш, хет.

Что происходит, когда есть трапеза? Это не просто кушать. Когда мы говорим Трапеза, мы говорим о том, что люди собираются. Да каждый кушает, но создается что-то еще. Совокупность тех людей, которые собираются, из единиц создается нечто другое – вместе. Вот это ВМЕСТЕ, очень важно. И в нем можно реализовать очень правильные ценности.

 

Напомню,слово ореах (гость) –  אורח ,в корне алеф хет рэш. Оно очень похоже на другое слово, которое состоит из тех же букв, но пишется немного по-другому. Ахер - אחר. Алеф хэт реш. Ахер – это Другой. И часто на иврите мы находим слова, которые играют между собой , если это те же буквы.

В какой-то мере что происходит с гостеприимством? Есть Ахер, т.е. другой, чужой. А когда мы занимаемся гостеприимством, мы меняем отношение к человеку и он становится близким, становится частью. Он становится ореах – он становится гостем.

 

Другой ахер. Там есть буква Алеф א – она часто символизирует либо Всевышнего, или Я. ЯАни- אני начинается тоже на Алеф. И ЭлохимВсевышний אלוחים тоже на Алеф.  

 

 

Еще есть такая интапретация :

Ахер - другой. Там буквы хетт (ח) и реш (ר) - это основные буквы корня хор חורДырка .

Дырка имеется в виду состояние -чего-то не хватает.

Ореах (друг) – в слове основные буквы корня реах- ריח - Запах. Запах в иудаизме считается самое высокое чувство. Которое обычно символизирует самые духовные моменты. Там где есть дырка, есть провал , есть расстояние, если мы меняем наше отношение  - мы чувствуем духовность, мы чувствуем запах хороший. Потому что мы изменили отношение и приблизили того, который был далеко.

 

То что ты описала в своей статье о шаббате  (читать дальше) , то что это происходит именно в эти дни, потому что суббота позволяет этому. Можно каждый день приглашать людей и собраться. Но структура шаббата такова, что там есть больше места , мы больше выделяем для  этого время и прилагаем усилий.

 

Суббота это тот день, когда мы пытаемся больше выявить и реализовать наши ценности. В том числе общаясь с людьми. Общаясь с друзьями. По -этому, я думаю, то что происходит на этих субботах : когда встречаются, когда приглашают – это именно это «Давайте мы вместе что-то создадим».

 

И тут что я хочу вторым моментом сказать – все что я сказал, это мое понимание почему это так в нашей традиции. Но на самом деле, когда мы приглашаем гостей, мы не думаем о том, что нам надо приглашать гостей. У нас это проявляется по-другому.

У нас есть желание общаться с друзьями. На самом деле, все эти ценности древние, они уже в нас , потому что такова наша традиция . Традиции внедряют в нас ценности, которые вошли в наш ДНК. Это уже внутри. Мы не осознанно думаем о том, что надо приглашать людей. Уже есть внутреннее желание это делать. Это не внешняя ценность, мы этим живем. Нам это приятно. Мы это делаем, и чувствуем что это правильно. Не именно потому, что это где-то написано. То что это где-то написано помогло тому, что на протяжении стольких тысяч лет люди этим занимались, и может быть, они уже не должны были осознавать что это закон. Это превратилось в настоящую жизнь. Это становилось естественно. Это становилось часть жизни. Поэтому, когда сейчас приглашают, приглашают потому что есть желание создавать все то, что я описал. А если подумать почему , мы можем понять откуда это пришло к нам. В этом есть философия. Но мы приглашаем гостей не потому что есть философия. А потому что мы понимаем, что это очень приятно и правильно. И то, что там происходит, действительно, это не то что мы даем, а то, что мы от этого получаем. Все от этого получают.

Вот на мой взгляд, то что есть у нас Гостеприимство.

 

Что такое счастье для вас?

Есть такое определение, которое мне очень нравится –

« Счастье – это то, что есть в жизни человека, где есть сочетание двух вещей: Наслаждение и Смысл»

Когда я что-то делаю с наслаждением, и вижу в этом смысл или значимость, то что я переживаю в этот момент – это счастье.

И когда вы к нам приходите, мы становимся счастливыми. Для нас это счастье. Куда лучше? Что еще надо?

 

- Спасибо тебе,Давид! Я  полностью получила то, что я хотела узнать. Более того, я не ожидала что эту тему можно раскрыть с разных сторон : традиция, каббала, личный опыт.

 

-Я хочу что-то добавить.

Как этот мир работает?

Ты ко мне пришла с этим вопросом. Да?

 

- да!

 

-Я не знаю, я сказал тебе или нет, но на самом деле сейчас понимаю , что я над этим думал вчера когда ты мне написала , первый раз в жизни. А ты знаешь, что я о многих вещах думаю. До этого, понять смысл этого , мне не пришло в голову.

Ты мне задала вопрос. Я вчера начал думать. Сегодня продолжаю думать. Мы сидим, общаемся, и как раз, когда мы общаемся, у меня возникают всякие идеи, понимание.

Я не знаю что ты чувствуешь, но я чувствую такую благодарность. Потому что благодаря тебе, мне открылось что-то новое. Очень приятное. Очень интересно. Т.е. ты сейчас как гость, сделала то, о чем я говорил. Ты даешь мне, не меньше, чем ты получаешь.

 

- Точно! Это здорово! Спасибо тебе еще раз большое!

 

- Спасибо тебе!

 

Авторы статьи:

Татьяна (Талия) Косенкова, Москва

Участница МАСЫ Меламедия.

 

 

Давид Палант, Иерусалим

Директор Института Изучения

Иудаизма в СНГ под руководством

раввина Адина Штейнзальца

Please reload

Please reload

Please reload

Please reload

© 2012 — 2016 Маса Меламедия
 

  • w-facebook
  • vkontakte1.png
  • Instagram Clean

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

ЗАДАЙ НАМ СВОЙ ВОПРОС:

Иерусалим

ул. Шломо Дога 35

infomelamedia@gmail.com

ВРЕМЯ РАБОТЫ

Приходите в гости — у нас всегда есть чай, кофе и печенье. Но лучше предупредите заранее о своем визите.

ВС - ЧТ

09:00 - 17:30 

АДРЕС

+972 545833385
 

Свяжись с нами

ПРИ ПОДДЕРЖКЕ

dudypalant